Отдых и оздоровление
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Здоровьесберегающая модель нашего ДОУ включает в себя следующие компоненты:
* терапевтические мероприятия в организованных формах обучения (музыкотерапия, игротерапия, аромотерапия, фитовитаминотерапия и т.д.), использование которых стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизации.
* использование интегрированных занятий с созданием комфортного психоэмоционального состояния, повышающего мотивацию обучающей деятельности, уверенность в себе и своих возможностях.
* Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей.
В основу педагогического процесса легли здоровье сберегающие технологии:
– программа Л.Н.Волошина «Играйте на здоровье».
– программа Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
В структуру оздоровительного режима вплетен спектр медико-восстановительных методов и приемов:
* динамические паузы
* физминутки
* пальчиковая гимнастика
* дыхательная гимнастика
* звуковая гимнастика
* самомассаж
* релаксационные упражнения
* контроль осанки
Все составные здоровье сберегающего аспекта органично включены в режимы дня во всех возрастных группах.
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя:
1. Обеспечение здорового ритма жизни:
– щадящий режим (адаптационный период);
– гибкий режим;
– организация микроклимата и стиля жизни группы.
2. Физические упражнения:
– утренняя гимнастика;
– гимнастика после сна;
– физкультурно-оздоровительные занятия;
– физкультурно-оздоровительные занятия на воздухе;
– посещение бассейна детьми старшего дошкольного возраста;
– подвижные игры;
– подвижные игры с элементами спорта;
– индивидуальная работа с детьми;
– профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая.)
– занятия в спортивном кружке «Основы игры в баскетбол»,
– спортивные соревнования
– спортивные праздники и развлечения;
– День здоровья.
3. Гигиенические и водные процедуры:
– умывание;
– мытье рук;
– игры с водой;
– обеспечение чистоты среды;
– посещение бассейна;
4. Световоздушные ванны:
– проветривание помещений;
– прогулки на свежем воздухе;
– обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых:
– развлечения, праздники.
– игры-забавы;
– Дни здоровья
– походы в лес и к реке;
6. Диетотерапия:
– рациональное питание;
– индивидуальное меню ( аллергия, хронические заболевания и т.д.)
7. Свето и цвето-терапия:
– обеспечение светового режима;
– цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса;
8. Муз-терапия:
– муз-сопровождение режимных моментов;
– муз-оформление фона занятий;
9. Аутотренинг и психо-гимнастика:
– игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
– игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
– коррекция поведения;
10. Спец-закаливание:
– Дыхательная гимнастика;
-Массажные коврики;
11. Пропаганда ЗОЖ:
– занятия (ОБЖ)
– информационный блок;
– курс бесед, консультаций;
– спортивные праздники с родителями;
– спортивные соревнования со школой.
12. Работа с родителями:
– оказание консультативной помощи;
– обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, разнообразным видам закаливания и т.д.)
Двигательный режим детей
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются основными, а воздействие соответствующей возрасту двигательной активности особенно значимо.
Дети различаются по уровню двигательной активности: одни – очень подвижные, другие – спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде. У малышей значительно выше показатели ловкости: они овладевают более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т.д.), быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических свойств происходит качественное преобразование моторной сферы детей. Они стремятся достичь положительного результата, осознанно выбрать наиболее подходящий способ решения двигательной задачи. При этом дети получают “мышечную радость”. Ограничение самостоятельной двигательной активности детей как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т.д.)
В пятилетнем возрасте наиболее заметна разница в показателях двигательной активности во время самостоятельной деятельности мальчиков и девочек, что обусловлено разным содержанием их игр. У мальчиков доминируют игры подвижного характера (с мячом, ракеткой и т.д.). Девочки предпочитают спокойные игры с преобладанием статических поз (сюжетно-ролевые: “Семья”, “Больница”, и т.д.)
Наиболее важной особенностью двигательной активности детей является ее зависимость от времени года. Отмечается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний.
Можно выделить три периода двигательной активности по распределению ее в течении дня:
• утренний (с 8 до 9 часов)
• дневной (с 10.30 до 12 часов)
• вечерний (с 16.30 до 19 часов).
Скорее всего, это обусловлено не столько биологическими факторами, сколько режимом дня детского сада. Изменения происходят и в зависимости от дня недели, двигательная активность увеличивается от вторника к четвергу и резко падает к пятнице, что можно объяснить общим утомлением детей.
Физическое воспитание направлено на улучшение состояния здоровья, физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.д.
Установлено, что ребенок второго года жизни должен активно двигаться 70 % времени бодрствования, третьего – не менее 60 %. Около 50% всего периода бодрствования 4-7 летнего ребенка занимает двигательная активность. Из них 70%-на организованные формы физического воспитания. Ежедневно, начиная с двух летнего возраста, проводится утренняя гимнастика (5-10 минут).
С детьми 2-3 лет 2 раза в неделю проводятся занятия физической культурой продолжительностью не менее 10 минут; в 3-4 года проводятся 2-3 занятия по 15-20 минут. Начиная с 4-х летнего возраста, целесообразно проводить 4 занятия в неделю продолжительностью 20-30 минут, в подготовительной – 30-35 минут. Из них 1-3 занятия (в зависимости от времени года и климата) должны проводиться на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Включение в программу 2 дополнительных занятий позволяет максимально удовлетворить потребность в активных движениях, улучшить показатели физического развития, состояния здоровья, повысить умственную работоспособность и эмоциональный тонус. Это особенно важно для старшей и подготовительных групп, где наиболее ощутима гиподинамия (большая продолжительность занятий, требующих умственной нагрузки). Дети должны получать на занятиях физкультуры соответствующую нагрузку (без признаков переутомления), иначе физкультурные занятия не будут оказывать тренирующего воздействия на организм.
Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Эффективная физическая тренировка, соответствующая возможностям детей по объему нагрузки, способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма.
Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10-15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. Прыжок в высоту на уровне 5 см еще не удается.
Более отчетливо двигательные качества начинают проявляться в 4-х летнем возрасте. Именно тогда отмечается наибольший прирост частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину. Появляются первые попытки сочетания движений с ходьбой. Бег ребенка еще похож на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать с мячом, несмотря на то, что движения еще не согласованны. Внимание детей неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений.
К 5 годам улучшается координация движений. Дети лучше бросают и ловят мяч, осваивают прыжки, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. В возрасте 5-6 лет интенсивно формируется выносливость, что создает условия для увеличения количества повторений, длины проходимой и пробегаемой дистанции, которая составляет 300-500м. Бег становится легким, ритмичным, исчезают боковые раскачивания. Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся особенно подвижными, любят играть.
Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия
Вопросы профилактики гриппа и ОРВИ в эпидемический сезон
Надень маску - Защите себя от гриппа!
Видеоролик о профилактике заболеваний
Профилактика гриппа и коронавируса
Нужны ли прививки против гриппа?
Обеспечение своевременного проведения профилактических мероприятий
Первое обращение к стоматологу
Памятка "5 шагов против гриппа"
Правила по профилактике грибных отравлений
Энтеровирусная инфекция у детей
Памятка по профилактике вирусного гепатита "А"
Памятка "Пять правил здоровья"
Рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ